Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья

Понятие “инвалид” и “лицо с ограниченными возможностями здоровья” (ОВЗ) часто путают между собой. Согласно российскому Законодательству, эти термины имеют разное значение и подразумевают определенные требования в образовательной сфере.

Инвалидом называют лицо, имеющее проблемы со здоровьем, которые затрагивают непосредственно главные функции организма. Сюда можно отнести последствия травм, врожденные отклонения, которые приводят человека к необходимости в социальной помощи и защите.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья — лицо, которое имеет некоторые недостатки в психическом или физиологическом развитии, подтвержденные медицинскими специалистами и препятствующие получению образования в стандартных для физлиц условиях. Статус инвалида ребенку присваивает бюро медико-социальной экспертизы. Получение статуса ребенка с ОВЗ можно после проведения психологической и медико-педагогической экспертизы.

Строго перечня болезней, которые способствуют получению статуса ребенка с ОВЗ, нет. Комиссия рассматривает каждый случай в индивидуальном порядке. При изучении истории болезни пациента члены комиссии учитывают не только его общее состояние, но и смотрят на ситуацию с точки зрения необходимости создания специальных условий для обучения ребенка.

Пациент может одновременно иметь статус и инвалида, и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае у него имеются отметки в истории болезни от двух комиссий. Также в документации таких пациентов указывается информация о том, что они должны обучаться по специальным программам.

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ: разница

Если ребенок, получивший травму или подвергнувшийся развитию серьезного заболевания, в результате комиссии не получил группу инвалидности, ему присваивается статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пациенты с ОВЗ одновременно могут также считаться инвалидами. При этом лица, которые имеют группу инвалидности, не могут относиться к категории детей-инвалидов. Таким образом необходимо отметить, что эти понятия являются разными и подразумевают не одно и то же.

Согласно приказу Минтруда от 2016 года, группу инвалидности получают те лица, функциональные нарушения в организме которых достигают 40-100 %. При оценке состояния здоровья учитываются такие факторы, как: способность к обучению, общению, самостоятельному передвижению, самообслуживанию, работе, контролю за психоэмоциональным состоянием.

К числу детей с ограничениями относят несовершеннолетних лиц, которые имеют нарушения опрно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психологического развития. В эту категорию можно также отнести лиц с аутизмом, задержкой в развитии. Статус инвалидности получают те пациенты, которые в результате травм и прогрессирования серьезных заболеваний, обрели ограничения жизнедеятельности и потеряли социальные ориентиры. Сюда можно отнести полную и частичную возможность обслуживать себя самостоятельно, потерю возможности передвигаться, следить за своим психоэмоциональным поведением, самостоятельно обучаться.

Выделяют несколько групп инвалидности. К первой относятся заболевания, которые сопровождаются неспособностью ребенка самостоятельно себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, контролировать свое поведение. То есть физиологические изменения затрагивают практически все сферы жизнедеятельности. Ко второй группе инвалидности относят состояния, сопровождающиеся ограничением одного или нескольких видов жизнедеятельности. В этом случае пациент не имеет способности к самостоятельному получению обучения, осуществлению трудовой деятельности. К третьей группе инвалидности относятся заболевания, сопровождающиеся умеренными ограничениями жизнедеятельности. При этом ребенок с 3 группой инвалидности может передвигаться, обучаться в школах, ориентироваться в пространстве, следить за своим поведением и настроением при использовании вспомогательных средств.

Медико-социальное постановление об инвалидности оформляется по рекомендациям медучреждений федерального или регионального назначения. Заключение о постановке на учет в связи с инвалидностью создается в двух экземплярах. Один из них остается в отделении, выдавшем его, другой направляется в отдел соцзащиты по месту проживания пациента. В самом заключении прописывается группа инвалидности, а также даются рекомендации родителям по уходу за ребенком.

Программы обучения для детей с инвалидностью и ОВЗ

Программы АОП и АООП используются для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на коррекцию патологий, повышение социальной адаптации детей. В случае выявленной инвалидности применяется программа ООП. Дети с инвалидностью не могут проходить обучение по системе АОП и АООП. Об этом свидетельствует приказ Минобрнауки номер 1082. Согласно законодательной базе, в медицинском заключении должны прописываться рекомендации по определению формы усвоения обучающего материала, оказанию психологической и педагогической помощи ребенку.

Если ребенок имеет статус инвалида и ОВЗ, то обучение он будет проходить по программе АОП или АООП. Согласно нормативной базе, обучение несовершеннолетних лиц с инвалидность и ограниченными возможностями проходит в соответствии с адаптированными образовательными программами, а также индивидуальными методиками реабилитации и абилитации детей, имеющих степень инвалидности.

Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Школьники с ограниченными возможностями здоровья совместно со своими родителями могут самостоятельно выбирать формы обучающих программ, по которым они будут получать общее образование. Обучение может быть очным, очно-заочным, вечерним. Также дети с ограниченными возможностями могут осваивать образовательную программу в учебных заведениях, в домашних условиях. При этом некоторые формы допускается совмещать. Ниже будут рассмотрены основные методы получения образования, которые могут использовать дети с ОВЗ. Выбор конкретной из них происходит после комиссии, на которой оценивается общее состояние пациента: как психологическое, так и физиологическое.

Инклюзия

Главный принцип инклюзивной обучающей программы — активное привлечение детей в общественной жизни. Дети должны ходить на занятия ежедневно, выполнять домашние задания, сдавать тестовые и контрольные работы для закрепления полученных знаний. Получать образование можно на дневной или вечерней форме. По прохождению общей школьной программы дети получают на руки стандартный аттестат. Существуют следующие формы инклюзивного обучения: класс с профильным уклоном; полная форма, когда ученик посещает обычную школу и учится со здоровыми детьми; частная форма, когда дети получают как домашнее, так и школьное образование, участвуют в классных мероприятиях, получают профессиональную помощь психологов; точечная форма, дети с ОВЗ посещают только внеклассные дисциплины.

Преимущество инклюзивного обучения заключается в полноценной социализации ребенка. В этом случае дети общаются со сверстниками, посещают школьные торжества, постепенно адаптируются в обществе. Минусы — отсутствие возможности в некоторых школах принимать детей с ОВЗ на обучение. Не все школы страны имеют элементарные приспособления и оборудование для принятия в свои стены детей с ограниченными возможностями. Также во многих образовательных учреждениях нет психологов, профильных педагогов, которые должна взаимодействовать с учениками, имеющими ОВЗ. Без профильного персонала принимать на учебу таких учеников запрещается.

Также стоит упомянуть, что не все учителя и школьники могут правильно взаимодействовать с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Отсюда могут идти проблемы в контактах проблемных учеников с остальными детьми, а также с педагогами. Некоторые учителя намеренно завышают таким школьникам оценки, не оценивая их реальный уровень знаний. Другие — наоборот. относятся с пренебрежением и отчужденностью. Все это влияет на психологическое состояние ребенка, его социализацию. Поэтому при выборе инклюзивной формы обучения стоит выбирать образовательные учреждения, которые имеют все необходимые условия для принятия в свои стены школьниками с ограниченными физиологическими возможностями.

Домашнее обучение

Выделяют два типа домашнего обучения: общий и вспомогательный. Общая программа подразумевает стандартное школьное обучение, только проходящее дома. Все экзамены и контрольные работы ребенок пишет в домашних условиях. После обучения он получает аттестат об окончании школы. При выборе вспомогательной программы создается специальная форма обучения с учетом физиологического состояния ребенка. По окончанию школы он получает аттестат, где будет указана программа обучения, которую осваивал ученик.

Плюс домашнего обучения заключается в том, что школьник всегда находится под присмотром родителей, он может одновременно проходить лечение и осваивать обучающую программу. Также преимуществом считается индивидуальный подход к обучению. В каждом случае образовательный план составляется отдельно с учетом всех психологических и физиологических особенностей ребенка. Минусы домашнего обучения — отсутствие социализации, общения со сверстниками. Это может вылиться в последующие проблемы, связанные со взаимодействием с внешним миром. Также домашние программы подразумевают весьма скудное расписание. Чаще всего ребенок занимается по 1-2 предметам в день, что может привести к отставанию от общей образовательной программы.

Заочная семейная форма обучения и экстернат

В этом случае ученики получают образование по индивидуальным программам. Ответственность за организацию учебы ложится на плечи родителей. Они самостоятельно составляют план занятий, согласовывая все моменты с органами местного самоуправления. Обычно дети получают дистанционные уроки и разбираются со всеми темами самостоятельно. То есть ученики сами организовывают свои занятия в удобное для себя время.

Чтобы в дальнейшем сдавать экзамены и получить аттестат, школьники должны либо прикрепиться к одной из местных школ, либо воспользоваться услугами онлайн-школ для сдачи в них экзаменов на платной основе. Экстернат имеет схожие принципы освоения школьной программы. Однако в этом случае обучение проходит в более короткие сроки.

Плюсы свободной программы — удобство, индивидуальный подход, возможность совмещать учебу с лечением. При этом ребенок не лишается общения с преподавателями, он может вести с ними беседы в онлайн-режиме, а также поддерживать контакты с детьми. Также дети с ОВЗ могут углубленно изучать интересующий их предмет в нескольких школах, например, если планируют сдавать по этим дисциплинам экзамены.

Недостаток заочного обучения — отсутствие полноценной социализации. Ученики хоть и поддерживают общение с учителями и одноклассниками, но только в онлайн-режиме. Также заочная программ атребует от ребенка самодисциплины, самостоятельности. В противном случае его результаты могут быть неудовлетворительными.

Особенности детей с З

Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Школьники с ограниченными возможностями здоровья совместно со своими родителями могут самостоятельно выбирать формы обучающих программ, по которым они будут получать общее образование. Обучение может быть очным, очно-заочным, вечерним. Также дети с ограниченными возможностями могут осваивать образовательную программу в учебных заведениях, в домашних условиях. При этом некоторые формы допускается совмещать. Ниже будут рассмотрены основные методы получения образования, которые могут использовать дети с ОВЗ. Выбор конкретной из них происходит после комиссии, на которой оценивается общее состояние пациента: как психологическое, так и физиологическое.

Инклюзия

Главный принцип инклюзивной обучающей программы — активное привлечение детей в общественной жизни. Дети должны ходить на занятия ежедневно, выполнять домашние задания, сдавать тестовые и контрольные работы для закрепления полученных знаний. Получать образование можно на дневной или вечерней форме. По прохождению общей школьной программы дети получают на руки стандартный аттестат. Существуют следующие формы инклюзивного обучения: класс с профильным уклоном; полная форма, когда ученик посещает обычную школу и учится со здоровыми детьми; частная форма, когда дети получают как домашнее, так и школьное образование, участвуют в классных мероприятиях, получают профессиональную помощь психологов; точечная форма, дети с ОВЗ посещают только внеклассные дисциплины.

Преимущество инклюзивного обучения заключается в полноценной социализации ребенка. В этом случае дети общаются со сверстниками, посещают школьные торжества, постепенно адаптируются в обществе. Минусы — отсутствие возможности в некоторых школах принимать детей с ОВЗ на обучение. Не все школы страны имеют элементарные приспособления и оборудование для принятия в свои стены детей с ограниченными возможностями. Также во многих образовательных учреждениях нет психологов, профильных педагогов, которые должна взаимодействовать с учениками, имеющими ОВЗ. Без профильного персонала принимать на учебу таких учеников запрещается.

Также стоит упомянуть, что не все учителя и школьники могут правильно взаимодействовать с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Отсюда могут идти проблемы в контактах проблемных учеников с остальными детьми, а также с педагогами. Некоторые учителя намеренно завышают таким школьникам оценки, не оценивая их реальный уровень знаний. Другие — наоборот. относятся с пренебрежением и отчужденностью. Все это влияет на психологическое состояние ребенка, его социализацию. Поэтому при выборе инклюзивной формы обучения стоит выбирать образовательные учреждения, которые имеют все необходимые условия для принятия в свои стены школьниками с ограниченными физиологическими возможностями.

Домашнее обучение

Выделяют два типа домашнего обучения: общий и вспомогательный. Общая программа подразумевает стандартное школьное обучение, только проходящее дома. Все экзамены и контрольные работы ребенок пишет в домашних условиях. После обучения он получает аттестат об окончании школы. При выборе вспомогательной программы создается специальная форма обучения с учетом физиологического состояния ребенка. По окончанию школы он получает аттестат, где будет указана программа обучения, которую осваивал ученик.

Плюс домашнего обучения заключается в том, что школьник всегда находится под присмотром родителей, он может одновременно проходить лечение и осваивать обучающую программу. Также преимуществом считается индивидуальный подход к обучению. В каждом случае образовательный план составляется отдельно с учетом всех психологических и физиологических особенностей ребенка. Минусы домашнего обучения — отсутствие социализации, общения со сверстниками. Это может вылиться в последующие проблемы, связанные со взаимодействием с внешним миром. Также домашние программы подразумевают весьма скудное расписание. Чаще всего ребенок занимается по 1-2 предметам в день, что может привести к отставанию от общей образовательной программы.

Заочная семейная форма обучения и экстернат

В этом случае ученики получают образование по индивидуальным программам. Ответственность за организацию учебы ложится на плечи родителей. Они самостоятельно составляют план занятий, согласовывая все моменты с органами местного самоуправления. Обычно дети получают дистанционные уроки и разбираются со всеми темами самостоятельно. То есть ученики сами организовывают свои занятия в удобное для себя время.

Чтобы в дальнейшем сдавать экзамены и получить аттестат, школьники должны либо прикрепиться к одной из местных школ, либо воспользоваться услугами онлайн-школ для сдачи в них экзаменов на платной основе. Экстернат имеет схожие принципы освоения школьной программы. Однако в этом случае обучение проходит в более короткие сроки.

Плюсы свободной программы — удобство, индивидуальный подход, возможность совмещать учебу с лечением. При этом ребенок не лишается общения с преподавателями, он может вести с ними беседы в онлайн-режиме, а также поддерживать контакты с детьми. Также дети с ОВЗ могут углубленно изучать интересующий их предмет в нескольких школах, например, если планируют сдавать по этим дисциплинам экзамены.

Недостаток заочного обучения — отсутствие полноценной социализации. Ученики хоть и поддерживают общение с учителями и одноклассниками, но только в онлайн-режиме. Также заочная программ атребует от ребенка самодисциплины, самостоятельности. В противном случае его результаты могут быть неудовлетворительными.

Поделись с друзьями или Сохрани себе!