Заемщикам

Центральный каталог кредитных историй Банка России

Центральный каталог кредитных историй — архив, хранящий в себе комплекс сведений, которые банки (либо иные кредитные учреждения) передают для хранения в специальные лицензированные организации, именуемые «Бюро кредитных историй». Содержание переданной информации может иметь значение в случае, если потенциальный заёмщик выразит намерение заключить очередной ссудный договор.


Ознакомиться со сведениями, фигурирующими в кредитной истории, перед подписанием соглашения необходимо как банкиру, так и его клиенту.

ЦККИ — центральный каталог кредитных историй и Банк России.

Система контроля государства над БКИ

Папки Хотя сами кредитные данные ведутся уже достаточно давно, юридические основания для появления БКИ появились только в 2005 году. Без этого обеспечить чёткую систематизацию и защиту информации было невозможно.

С принятием нормативного акта «О кредитных историях» произошло законодательное оформление государственного регулирования этой сферы.
Чтобы обеспечить надлежащий контроль и структуризацию информации, Банком России был создан Центральный каталог, ставший одним из подразделений регулятора.

На данный момент в нашей стране создана целая система по формированию и хранению КИ. Её основными участниками являются:

  1. Банк России. В его функции входит внесение вновь созданных бюро в Госреестр, осуществление последующего надзора и контроля за этими бюро, а также формирование ЦККИ.
  2. ЦККИ. Входит в структуру Банка России. Осуществляет хранение информации о БКИ, содержащих данные по заёмщикам, и предоставляет эту информацию пользователям в установленном порядке. Также в каталоге могут временно содержаться базы данных, принадлежавших закрывшимся или реорганизованным бюро.
  3. БКИ. Бюро являются независимыми коммерческими организациями, лицензированными Центробанком на осуществление соответствующей деятельности. На основании информации, которая к ним поступает из банков или других кредитных учреждений, занимаются формированием КИ их клиентов, а также кредитных отчётов по правомерным запросам субъектов КИ либо пользователей.
  4. Кредитные учреждения (банки и небанковские организации). К их функциям относится формирование КИ клиента и внесение в неё информации, запрос истории из Бюро, а также передача с согласия заёмщика данных о нём в БКИ.
  5. Клиенты банков (организации и граждане). С их задокументированного согласия банками формируются КИ. Также они имеют право подавать запросы в ЦККИ с целью получения сведений о БКИ, хранящих их данные.

Каталог не является базой данных о клиентах банков. В нём содержится лишь информация о БКИ, хранящих кредитные данные отдельно взятых субъектов.

Если клиент знает о наличии у него КИ, но не имеет представления, в каком из БКИ она может храниться, он может получить эти сведения путём подачи запроса в ЦККИ. Справка будет выслана на его электронный адрес.

История одного субъекта может находиться в нескольких БКИ (всего в России работает около 25 бюро). Срок хранения титульной информации в каталоге совпадает со сроком хранения сведений о заёмщике в базах бюро ( 15 лет с даты внесения в КИ последних изменений).

ЦККИ и как получить от него ответ

Сотрудник Заявка в ЦККИ на получение сведений о БКИ, хранящих информацию о взятых в прошлом кредитах, может быть подана самим субъектом. Сделать это можно, например, при помощи интернета, заполнив соответствующую форму на сайте регулятора.

Действия выполняются в следующей последовательности:

  • на сайте Центробанка переходим в раздел «ЦККИ»;
  • от лица субъекта КИ заполняем запрос на выдачу сведений о БКИ.

В соответствующих полях запроса необходимо указать:

  • паспортные данные (ФИО субъекта, реквизиты документа и т.д.);
  • код субъекта;
  • e-mail, на который будет выслана справка из ЦККИ.

Ответ из каталога должен прийти в течение 3-х рабочих дней. Пользователям КИ (банкам и небанковским учреждениям) данные становятся доступными для получения только после создания субъектом КИ (заёмщиком) дополнительного кода для них. Если со времени оформления ссуды субъект произвёл замену паспорта, то необходимо указать реквизиты того документа, который использовался клиентом при заключении ссудного.

Различные способы получения ответа из ЦККИ и их особенности

Касса Личный код не является обязательным условием для запроса данных из ЦККИ. В некоторых случаях сведения могут быть получены и без него.

Возможны следующие варианты:

  • посредством обращения в банк. Кредитное учреждение с письменного согласия клиента идентифицирует его личность и производит проверку документов, затем переправляет запрос в ЦККИ. За оказание таких услуг банки взимают определённую плату, которая обычно составляет 450-1000 рублей;
  • посредством обращения в любую из БКИ. Алгоритм действий будет в точности совпадать с тем, что выполняется при оформлении запроса через банк;
  • обращение в ЦККИ при помощи телеграфа. В тексте телеграммы нужно указать полные данные субъекта КИ, а также его электронный адрес. Полный перечень необходимых данных приведён на сайте Центрального каталога. Ответственный работник почты должен заверить личность отправителя, поставив на телеграмме соответствующую отметку. Эта услуга стоит около 70 рублей. Также придётся оплатить текст телеграммы и её доставку;
  • при помощи нотариуса. Запрос оформляется по тому же принципу: нотариус заверяет поданные субъектом документы и его письменное согласие на предоставление сведений.

Справка из Центрального каталога

Сведения Сведения из ЦККИ отправляются на электронный адрес субъекта. Ответ от каталога должен прийти максимум через 3 дня (в реальности это обычно занимает 1-2 дня).

В соответствующих графах этого документа содержатся следующие данные:

  • дата формирования ответа;
  • сведения о субъекте;
  • результаты анализа;
  • сведения о БКИ, хранящих информацию о заёмщике (с указанием их контактов).

Возможные нюансы

Ошибка Предоставление справки из ЦККИ возможно только тогда, когда данные о клиенте содержатся хоть в одном из многочисленных бюро. Иногда вместо справки субъект получает уведомление об отсутствии информации с предложением ввести более точные данные запроса. Такой ответ является свидетельством того, что данные о заёмщике не удалось отыскать в БКИ.

Не следует исключать возникновения такой ситуации вследствие ошибки при наборе данных субъекта или реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

Раз в год российские граждане имеют право безвозмездно ознакомиться с теми данными, которые хранятся о них в БКИ.

Специалисты советуют не пренебрегать этой возможностью, поскольку испорченная кредитная история может оказаться даже у того, кто никогда не обращался за получением займа. Такая ситуация возможна, например, в случае оформления мошенниками кредита по подложным документам либо копии паспорта субъекта.

Сам по себе Центральный каталог не является хранилищем кредитных данных. Здесь можно получить лишь список БКИ, в которых имеется информация о заёмщике.

Центральный каталог кредитных историй Банка России
5 (100%) 6 голосов
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: